21 Июль 2017

Как писать тесты
для электронного курса.

Тестовый вопрос ̶ один из ключевых элементов электронного курса. Тесты используются в упражнениях любого уровня сложности, играх и кейсах. Тесты часто являются основным средством контроля знаний по итогу обучения.

Несмотря на всю важность, к тестам иногда относятся достаточно небрежно. Они составляются в самом конце, часто в ситуации нехватки времени и энергии. И вообще: «Подумаешь? Что за проблема написать 10-15 тестовых вопросов?» Тогда как разработка тестирования – настоящая наука. Интересующиеся могут познакомиться с Российским стандартом тестирования персонала. В документе можно найти ценные мысли и для разработчиков электронных курсов.

Здесь я хочу дать свои рекомендации по написанию тестов. Важно отметить, что я не ставлю себе целью разрабатывать тесты, соответствующих всем психометрическим требованиям (надежность, репрезентативность, валидность, достоверность). Но указанные правила помогут писать тесты тем, для кого это не основное направление деятельности.
1
Оценивать то, что нужно оценить.
Первое правило и одновременно самое главное. Тематика тестов должна быть неразрывно связана с целями курса. Конни Маламед предлагает ранжировать задачи курса по степени важности и определять, сколько нужно тестов на решение каждой задачи. Если даже не использовать такую трудоемкую технику, важно соотносить каждый вопрос с конкретной образовательной задачей. Так мы избегаем соблазна написать вопросы на «простые» темы, просто заполнив тем самым пространство. Задавайте себе вопрос «что мы хотим измерить?» – какие компетенции и профессионально–важные качества.
2
Ориентироваться на практику.
Тесты часто критикуют за то, что они проверяют поверхностные знания. Один из лучших способов решения этой проблемы – использовать вопросы, основанные на реальных ситуациях. Например, вместо того чтобы спросить «Кто является партнером компании?» Можно сформулировать вопрос: «Вас попросили позвонить партнеру компании и договориться встрече. Кому вы позвоните?»
3
Избегать академичности.
Лучше уходить от формулировок вопросов типа «выберите верное утверждение» или «что здесь лишнее». В ответах для меня неприемлемы варианты «все выше перечисленное» и «здесь нет правильного ответа». Такие формулировки напоминают мне годы университета и лишены практического аспекта.
4
Проверять усвоение материала, а не уровень внимательности.
Отказаться от отрицаний, двойных отрицаний, и других формулировок, в которые надо долго вчитываться, чтобы распознать правильный ответ. Для проверки внимательности есть другие техники. Сложность вопросов должна исходить от контента, а не от формулировки.
5
Сохранять единый стиль.
Составлять тесты примерно однородные по уровню сложности, тону и формулировке. Этот комментарий относится и к ответам: дистракторы и правильные ответы должны быть одной длины и грамматически похожи.
6
Писать просто.
Действуют основные правила качественных текстов: использовать простые предложения, избегать двойных причастных и деепричастных оборотов, сохранить на рабочем столе список запретных слов: «только», «всегда», «никогда», «абсолютно». Писать так, чтобы обучающийся не прикладывал усилие для понимания ваших слов.
7
Писать к тестам понятную инструкцию.
Стандартная инструкция включает в себя информацию о количестве заданий в тесте, времени их выполнения, способах выполнения заданий различной степени сложности, а также сколько нужно правильных ответов для успешной сдачи теста.
8
Давать обратную связь.
После прохождения теста не оставлять обучающегося в состоянии неопределенности. Показать, на какие вопросы он ответил правильно, а какие требуют корректировки. Можно не давать правильные ответы, но хотя бы показать, в каких вопросах были ошибки.
Таковы мои рекомендации. Надеюсь, вы найдете полезную для себя информацию.
Автор: Инесса Абрамян
Made on
Tilda