Рассылка о электронном обучении: статьи экспертов, кейсы, обзор новостей и трендов.

21 Июль 2017

Как писать тесты для электронного курса.

Тестовый вопрос   ̶  один из ключевых элементов электронного курса. Тесты используются в упражнениях любого уровня сложности, играх и кейсах. Тесты часто являются основным средством контроля знаний по итогу обучения.

Несмотря на всю важность, к тестам иногда относятся достаточно небрежно. Они составляются в самом конце, часто в ситуации нехватки времени и энергии. И вообще: «Подумаешь? Что за проблема написать 10-15 тестовых вопросов?» Тогда как разработка тестирования –настоящая наука. Интересующиеся могут познакомиться с Российским стандартом тестирования персонала. В документе можно найти ценные мысли и для разработчиков электронных курсов.

Здесь я хочу дать свои рекомендации по написанию тестов. Важно отметить, что я не ставлю себе целью разрабатывать тесты, соответствующих всем психометрическим требованиям (надежность, репрезентативность, валидность, достоверность). Но указанные правила помогут писать тесты тем, для кого это не основное направление деятельности.


1. Оценивать то, что нужно оценить. Первое правило и одновременно самое главное. Тематика тестов должна быть неразрывно связана с целями курса. Конни Маламед предлагает ранжировать задачи курса по степени важности и определять, сколько нужно тестов на решение каждой задачи. Если даже не использовать такую трудоемкую технику, важно соотносить каждый вопрос с конкретной образовательной задачей. Так мы избегаем соблазна написать вопросы на «простые» темы, просто заполнив тем самым пространство. Задавайте себе вопрос «что мы хотим измерить?» – какие компетенции и профессионально–важные качества.


2.Ориентироваться на практику. Тесты часто критикуют за то, что они проверяют поверхностные знания. Один из лучших способов решения этой проблемы – использовать вопросы, основанные на реальных ситуациях. Например, вместо того чтобы спросить «Кто является партнером компании?» Можно сформулировать вопрос: «Вас попросили позвонить партнеру компании и договориться встрече. Кому вы позвоните?»


3.Избегать академичности. Лучше уходить от формулировок вопросов типа «выберите верное утверждение» или «что здесь лишнее». В ответах для меня неприемлемы варианты «все выше перечисленное» и «здесь нет правильного ответа». Такие формулировки напоминают мне годы университета и лишены практического аспекта.


4. Проверять усвоение материала, а не уровень внимательности. Отказаться от отрицаний, двойных отрицаний, и других формулировок, в которые надо долго вчитываться, чтобы распознать правильный ответ. Для проверки внимательности есть другие техники. Сложность вопросов должна исходить от контента, а не от формулировки.


5. Сохранять единый стиль. Составлять тесты примерно однородные по уровню сложности, тону и формулировке. Этот комментарий относится и к ответам: дистракторы и правильные ответы должны быть одной длины и грамматически похожи.


6. Писать просто. Действуют основные правила качественных текстов: использовать простые предложения, избегать двойных причастных и деепричастных оборотов, сохранить на рабочем столе список запретных слов: «только», «всегда», «никогда», «абсолютно». Писать так, чтобы обучающийся не прикладывал усилие для понимания ваших слов.


7. Писать к тестам понятную инструкцию. Стандартная инструкция включает в себя информацию о количестве заданий в тесте, времени их выполнения, способах выполнения заданий различной степени сложности, а также сколько нужно правильных ответов для успешной сдачи теста.


8.  Давать обратную связь. После прохождения теста не оставлять обучающегося в состоянии неопределенности. Показать, на какие вопросы он ответил правильно, а какие требуют корректировки. Можно не давать правильные ответы, но хотя бы показать, в каких вопросах были ошибки.

Таковы мои рекомендации. Надеюсь, вы найдете полезную для себя информацию. 

 

Автор: Инесса Абрамян

Свежее из блога